Четверг, 25.04.2024, 23:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS


"Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ... "  /  В.А.Сухомлинский/


Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.

А начинать экологическое воспитание, считаю, надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Из своей практики экологического воспитания в начальных классах  считаю перспективным использование метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. См далее доклад «Метод проектов в экологическом воспитании младших школьников»

Работа над проектом создаёт максимально благоприятные условий для раскрытия и проявления творческого потенциала, для развития творческих способностей в частности: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то, сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.

Конечно, выполнение заданий проекта требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач.

 Занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия учеников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении учебных предметов. Учащиеся имеют возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, не только из учебников, но и из других источников.

 В проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося:

Здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микро группе, должен представить всей группе результаты своей деятельности.

Современная работа в рамках проекта учит младших школьников доводить дело до конца, они должны документально представить результаты своего труда.

Так во время работы над проектом «Не умолкнет птичий звон» ребята не только много интересного узнали о птицах, но и подготовили книжки-малышки о пернатых, подготовили утренник и линейку для ребят других классов, где дали практические советы как правильно подкармливать птиц зимой  и какие изготавливать кормушки. В ходе проекта было вывешено 7 скворечников на школьном дворе и территории посёлка. Зимой  вывешиваются кормушки с пищей для птиц. Собран материал об исчезающих птицах Брянщины. См.далее «Красная книга». Итогом работы является презентация о птицах. (См далее)

 Деятельность учащихся основывается на групповом взаимодействии, которое является не только формой обучения, но и естественным компонентом учебного процесса.

В процессе исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.

Таким образом, метод проектов обеспечивает  развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, помогает найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, позволяет научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь применять эти знания на практике. При этом активность ребенка строится на основе свободы, а роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости. А в совокупности это способствует развитию креативности учащихся.

Так во время проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили»(См далее "Дом Кошки") ребята не только узнали много нового о домашних питомцах, но и получили практические навыки ухода за домашними животными, а также задумались об ответственности за прирученных друзей.См далее «Кошки»

Краеведческий принцип по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Во время работы над проектом «Звери нашего края» (См далее «Заседание клуба «Эрудит») учащиеся ходили на экскурсии в природу, где наблюдали за жизнью отдельных зверей, посетили Брянский краеведческий музей и заповедник «Орловское полесье», создали странички редких зверей края в «Красной книге», а главное, усвоили правила, чего нельзя делать в природе. Что дал проект ребятам, они написали в своих отзывах. (См далее «Наш проект»)

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Экологический проект «Наши зелёные друзья» вместил в себя изучение растений края, показал их роль в жизни человека (См далее «Природный доктор»), экологический субботник, посадку берёзовой аллеи, создание цветочной аллеи- памяти (См. далее фото «Клумбы»), научил быть бережными хозяевами своей малой Родины.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0